Баркова Елена Петровна
инструктор по физическому воспитанию
ГККП «Детский сад № 36 «Аққу» при акимате города Кокшетау,
Акмолинской области
«Игровой стретчинг
– творческая деятельность в целях оздоровления и развития ребенка»
Все знают,что заставить ребенка заниматься физическими упражнениями очень трудно. Но это очень необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движения. Заболеваемость с каждым годом растет и «молодеет». Уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболеваниями,
имеют патологическую осанку, нарушения опорно — двигательного аппарата. В настоящее время появилось много разных форм физкультурно-оздоровительной работы. Но мое внимание привлекла методика игрового стретчинга.
Стретчинг — это система статических растяжек. Любое движение нашего тела — это растяжка: глубокий вдох, улыбка наклоны, перегибы корпуса. Гибкость нашего тела — это наша молодость, а молодость и здоровье необходимо беречь с детства.
Упражнения появились на базе упражнений лечебной физкультуры. Эти упражнения доступны всем. Для их выполнения не требуется спортивных тренажеров. Их можно выполнять в группе и дома. Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений игрового стретчинга, это и физические занятия, и игра, где дети через образ выполняют упражнения и открывают для себя интересный мир движения.
Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т. к. человеческое тело само себе тренер.
У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.
Попробуйте выполнить несколько упражнений со своим ребенком дома, и вы поймете, как с
помощью игрового стретчинга можно сделать ребенка более подвижным, и более открытым для общения с вами. Игровой стретчинг - это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов. Эффективность
подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.
Комплекс игрового стретчинга № 1 «Кошка» избавляет от скованности позвоночника и его деформации. Помогает детям разработать мимические мышцы и выражение эмоций.
И. п. — стать на четвереньки, спина прямая. Раз! — поднять
голову, максимально прогнуть спину. Два! — опустить голову, максимально выгнуть спину.
«Велосипед» оказывает большое воздействие на поджелудочную
железу, что предохраняет от диабета. Восстанавливает и очищает органы пищеварения.
И. п. — лечь на спину, носки оттянуты. Попеременно руки положить за голову. Поднять ноги,
выпрямлять и сгибать ноги, не опуская их на пол.
«Ходьба» предупреждает развитие плоскостопия, способствует развитию подвижности суставов ног, улучшению осанки. И. п. — сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты, руки в упоре сзади — высокий
упор. Попеременно тянуть носки на себя.
«Тянемся к солнцу» Растягиваются мышцы спины, вытягивается позвоночник. Поставить ноги чуть шире плеч, соединить руки в замке, потянуться вверх ладонями, приподнимаясь на носки. Удерживать положение
10-60 секунд.
«Змея» повышает внутриполостное давление, прямые мышцы брюшного пресса растягиваются. В результате обильного притока крови к позвоночнику и симпатическим нервам все внутренние органы обильно снабжаются кислородом и питательными веществами, что способствует улучшению их работы. Преодолевается скованность позвоночника и его деформация. Активизируется работа почек, улучшается мозговая деятельность, нервная проводимость. Отгибание головы назад способствует притоку крови к миндалинам, что помогает при простудных заболеваниях, ангинах. И. п. — лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре возле груди на полу. Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. Живот лежит на полу. Задержаться нужное время. Медленно вернуться в исходное положение.
Игровой стретчинг «Мамонтенок».
Однажды на свет появился Мамонтенок (поза «Зернышко»). Он открыл глаза, потянулся (потрясти всем телом) и увидел белого медвежонка. Мамонтенок спросил: «Здравствуйте, а вы не знаете где моя мама?» Медведь предложил
Мамонтенку узнать ответ на этот вопрос у старого Моржа. Малыши побежали (выполняется бег на месте). Старый Морж рассказал, что похожие животные с большими ушами (имитация ушей производится руками) и длинным хоботом (ладони рук соединить и вытянуть их вперед) живут в жарких странах. Он посадил
Мамонтенка на льдину и тот поплыл по волнам (поз«Волна»). Вокруг дул холодный ветер (сидя в позе «индеец», руки н поясе. 1- вдох через нос, 2- выдох через рот с наклоном вперед), с островов были видны разные деревья (позы «Дуб»,«Береза», «Ель»), мимо пролетали ласточки (поза«Ласточка»), солнце уже садилось за горизонт (поза «Солнце садится за горизонт»),красивые бабочки махали живописными крыльями (поза«Бабочка расправляет крылья»). Мамонтенок увидел, как жарко солнце растопило его льдину и он сошел на берег. Всюду по лианам лазали
обезьяны, шипели гремучии змеи (поза «Змея»). Смешные обезьяны поприветствовали гостя и повели к тетушке
Бегемотихе (поза «Бегемот»), она вспомнила про свою подругу – лучшую в мире маму и быстро ее позвала. Большая Слониха (поза «Слон») очень обрадовалась пополнению в семействе, а маленький Мамонтенок теперь всегда держался за маминхвостик.
Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье - ценный дар,
данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня - это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Все мы, родители, педагоги, хотим, чтобы наши дети были здоровыми, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье - это бесценный дар.
Будьте здоровы!
Список литературы:
1. Волков О.А., Е.А. Волкова «Веселая йога: специально для детей» «Феникс»,
Ростов 2008.
2.Липель А.А. «Детская оздоровительная гимнастика «
Спб. 2009.
3. Назарова А.Г. «Игровой стретчинг» ОФТ, Спб 2005.
4. Назарова А.Г. «Игровой стретчинг»
методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Санкт-Петербург-2005.
5.Сулим Е. В. «Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг» ТЦ
«Сфера», М 2010.