Воспитатель второй квалификационной категории
Лошкомойникова Татьяна Юрьевна
ГККП д/с № 36
«Аққу» г. Кокшетау
Работа педагогов ГККП №36 «Аққу»
по здоровьесбережению детей
Забота о здоровье - это важный труд
воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит
их духовная жизнь,мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в
свои силы.
В.А. Сухомлинский.
Дошкольный
возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического
здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на
протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие
органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные
черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Очень важно
именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков
здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях
физической культурой и спортом. Превалирование в структуре выявленной патологии
заболеваний нервной системы, органов зрения и патологии опорно-двигательного
аппарата (особенно в возрастной группе 6-7 лет) в большинстве случаев указывает
на неизбежную причастность детей дошкольного возраста к веку информационных
технологий (длительный просмотр телепередач и доступ к компьютерным играм). А
предстоящие годы школьного обучения, неизбежно влекущие за собой повышенные
требования к ещё не сформировавшейся центральной нервной системе,
опорно-двигательному аппарату, а также повышенные нагрузки на зрительный
анализатор, подчёркивают актуальность всех оздоровительных мероприятий,
проводимых в этот период.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения -
одна из главных задач нашего детского сада.
Первые шаги к
здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя,
формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении.
В нашем саду
комплексный подход к организации здоровьесберегающего пространства: укрепление,
сохранение здоровья наших воспитанников. Коллектив сотрудников целенаправленно
работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет
новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует
в работе передовой опыт.
В нашем детском саду постоянно осваивается комплекс мер,
направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и
развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на
сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников. Их комплекс получил в
настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Один из важнейших этапов в жизни каждого ребёнка - это
поступление в детское дошкольное учреждение. В детском саду созданы оптимальные
условия для комфортного пребывания детей, а также их всестороннего развития.
Разнообразные лечебно - оздоровительные мероприятия,
осуществляемые в рамках программы по здоровьесбережению, наряду с активно
проводимой разносторонней санитарно - просветительной работой, позволяют
максимально использовать все доступные средства для достижения главной цели -
формирование, сохранение и укрепление здоровья всех детей дошкольного
учреждения.
В детском саду проводится обширный комплекс
оздоровительных мероприятий:
·
Соблюдение
температурного режима, проветривание, согласно СанПиН.
·
Облегченная
одежда в детском саду (внутри учреждения).
·
Утренняя
гимнастика.
·
Гимнастика
после сна.
·
Закаливающие
процедуры (согласно возрасту детей).
·
Ребристые
дорожки – для профилактики плоскостопия.
·
Правильная
организация прогулок и их длительность.
·
Соблюдение сезонной одежды воспитанников
(индивидуальная работа с родителями).
·
Мытье
прохладной водой рук по локоть – средний-старший возраст.
·
Комплекс
контрастных закаливающих процедур - старший возраст.
·
Самомассаж
·
Витаминотерапия
·
Неделя
здоровья (2 раза в год). Три раза в неделю дети посещают физкультурные занятия,
в том числе один раз (в соответствии с
погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице (на специально
оборудованной спортивной площадке). Кроме того, проводятся спортивные игры и
соревнования, в том числе на свежем воздухе.
·
Находят
применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики
вирусных инфекций.
·
В
группах воспитатели проводят с детьми корригирующую и дыхательную гимнастику
после дневного сна. Осуществляется воздушное, солнечное закаливание (летом).
· Важная роль в рамках здоровьесберегающих
программ отводится противоэпидемической работе и медицинскому контролю работы
пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами.
·
Осуществляется
витаминопрофилактика (витаминизация третьих блюд).
·
Также с
детьми проводится звуковая, артикуляционная гимнастики; логоритмика (с участием
логопеда, музыкального руководителя).
Вышеперечисленные оздоровительные
мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на
своевременную коррекцию возникающих отклонений.
Большинство детей дошкольного
возраста относятся по состоянию здоровья к так называемой «группе риска» - II
группе здоровья (дети, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья
функционального характера). Именно поэтому становится понятной значимость всех
оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период.
Цель детского сада вовремя
откорректировать возникающие отклонения в состоянии здоровья и не допустить
перехода II группы здоровья в III. В случае же наличия у ребенка хронической
патологии важно не допустить обострения основного заболевания в важный для
ребёнка период - поступление в первый класс.
Здесь большое значение имеет
наличие непрерывной преемственности в работе между дошкольно-школьным
отделением, родителями и участковой педиатрической службой.
Большое внимание уделяется
санитарно-просветительной работе. Оформляются папки передвижки, ширмы для
родителей на различные темы: «Адаптация детей к дошкольному учреждению»,
«Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня»,
«Грязные руки - источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных
заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др.
Таким образом,
каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а
используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка
привычку к здоровому образу жизни.
В целях
всестороннего развития, раскрытия каждого ребенка как личности, подготовке
детей к школе, с ними занимается логопед. Кроме того, в детском саду работают
разнообразные кружки.
Здоровье – это состояние полного
физического, психического и социального благополучия, а не просто
отсутствие болезней или физических дефектов.