Звучащий мир
Все родители хотят знать, как быстро
научить ребенка разговаривать, но далеко не каждый умеет дать малышу время. С самого рождения малыша попадает в мир звуков: речь
людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц, шум машин и т.п. Но лишь речевые
звуки, и то, только в словах, служат для общения с взрослыми, для передачи
различной информации, побуждения к действию. Сначала он реагирует на интонацию. Два слова, одно из
которых выражает одобрение, а второе - угрозу, но произнесенные одинаково,
ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково.
Почти все личностные качества: вкусы, привычки,
характер, темперамент закладываются в детстве. Малыш учится говорить на примере
речи родителей, друзей. Очень важно, чтобы он с раннего возраста слышал речь правильную,
отчетливо звучащую. Он подражает всему, что делает взрослый. Необходимо, чтобы
речь взрослых была образцом для детей. Она во многом зависит от родителей, их
образования, культурного развития.
Взрослые больше склонны воздействовать через речь, а
лучше - подключать игру, показ, действие. «Слова учат, а пример заставляет
подражать» (латышская пословица). Главное, чтобы ребенок не воспринимал
образовательный процесс как наказание за разбросанные по полу игрушки. Во время
обучения поддерживайте положительный эмоциональный настрой. Наберитесь
терпения! Темп усвоения материала у всех детей разный; если ребенок ошибся,
покажите, как исправить ошибку.
Что делать, если вы заняты, а ребенок рядом? Значительную
часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать его для общения
с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а малыш крутится возле.
Предложите ему перебрать горох, рис, гречку, пшено. Малыш окажет посильную
помощь, да и развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Не
выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она станет прекрасным материалом для аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки.
Скорлупу можно раскрасить любыми красителями. Сначала нанесите на картон тонкий
слой пластилина, затем на этот фон выкладывайте узор из яичной скорлупы.
Пусть малыш отвернется, а вы помешайте ложкой в
стакане, закройте крышкой кастрюлю и т. д. Предложите ребенку отгадать, какие
предметы могут издавать такие звуки. Вместе попробуйте приготовить необычный
ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Салат,
сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок
скажет «селедка», то похвалите его, но дайте почувствовать разницу между
звучанием твердого и мягкого звука. Поэтому же принципу придумайте меню с
названиями блюд, где встречаются другие звуки. Предложите ребенку убрать или
помыть посуду, в названии которой есть звук «Ч» - чашки, чайник, а затем со
звуком «Л» - ложки, вилки, салатник и т. д. Покажите свои покупки. Пусть он
перечислит те из них, в названии которых есть звук «Р». Если ребенок
затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы: Ар-р-р-буз или дыню? Лук
или огур-р-рцы?
Игры-«превращалки»
- Жили-были разные слова. Но, однажды они так повеселились,
что перепутали свои буквы и слоги. Наведи порядок в словах: босака (собака),
ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т. д. Замени первый звук в
словах, которые я скажу, звуком «Щ» и назови новое слово. Был кит, а стал щит,
тучка - щучка, река - щека, венок - щенок, мель - щель.
- Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка, в
которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета?
Кухонного шкафа? Плиты?
- Я найду слова везде:
И на небе, и в
воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в СЛОВО!
- Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок
называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так
до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть в «сладкие», «кислые»,
«соленые», «горькие» слова.
«Наши
помощники»
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе
(кофеварка), режет овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка), выжимает сок
(соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)?
«Вкусный
сок»
Спросите ребенка, какой сок получается из яблок
(яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из
моркови, лимонов, апельсинов и т. д. И, наоборот, - из чего получается
апельсиновый сок?
«Назови
ласково»
Попросить ребенка назвать ласково все предметы на
кухне. «Что, где лежит?»
Предложить ребенку рассказать, где какие предметы
находятся (вверху, внизу, слева, справа, в…., на…., под…, за…, между…, около….
и т.д.).
«Веселый
счет»
Предложить посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). «Чего не стало?»
Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на
столе. Затем малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов.
«Приготовим
обед» (салат, суп, кашу, компот).
Взрослый просит ребенка озвучить его действия
(Например, «Что я делаю?», «Ты трешь…, шинкуешь…, отрезаешь…» Как можно чаще рисуйте
ребенку всевозможные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы
занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет,
и кто по нему должен пройти. («Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он изо
льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет» и
т.п.). Обведение любых вкладышей полезно для развития руки, не менее полезно их
заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с
различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной
степени интенсивности: от бледного до яркого
и темного. Полезно штрихование сеткой. Ребенку нужны образцы, так что
штриховать придется и вам. Обводить можно все, что попадется под руку: дно
стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку, формочки для
приготовления печенья.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание:
пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из
картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, ягод рябины.
Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
Нарисуйте на листочке в клеточку несложную дорожку, если малышу не составит
труда ее точно перерисовать. «Волшебный
мешочек»
Показываем несколько предметов, кладем в непрозрачный
мешок из ткани, и предлагаем ребенку, ощупывая их внутри мешка, определить
каждый предмет.
«Парочки»
Подбираем одинаковые предметы (лото, носки, варежки и
т.п.)
«Пересыпание-переливание»
Ребенок пересыпает круглый рис из небольшого
кувшинчика по чашкам.
«Бусы»
На шнурок для обуви с жестким наконечником нанизываем:
колечки от гардин, крупные макароны, пуговицы, крупные бусины.
Ребенок, как
губка, воспринимает то, что видит и слышит вокруг. Общайтесь больше со своим малышом! Понаблюдайте. Ребенок с хорошо развитой
речью легко вступает в разговор с взрослыми и сверстниками, понятно выражает
свои мысли и желания. Задумайтесь над тем, достаточно ли сформирована и развита
речь вашего ребенка, чтобы он чувствовал себя в школе комфортно, не испытывал
особых затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. У ребенка пяти-семи
лет должен быть высокий уровень речевого развития. Он правильно произносит все
звуки, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного
общения словарный запас, правильно пользуется грамматическими формами и
категориями, его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.
Ребенок 5-6 лет может пересказать
прочитанную сказку, рассказ, мультфильм, составить рассказ по картинке, об
игрушке, объяснить смысл прочитанного. Обладает ли этими умениями ваш ребенок?
Произносит ли ребенок правильно все звуки? Правильное звукопроизношение - одна
из важных сторон речевого развития. Несовершенства звукопроизношения вызывают
насмешки товарищей и недовольство педагогов, травмируют детей. Сознавая свои
недостатки, дети избегают коллектива, стесняются говорить, становятся
замкнутыми. К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки. Один
ребенок может неправильно произносить 1-2 звука, а другой - 5-6 звуков. Все
недостатки звукопроизношения нужно устранить до начала обучения в школе. Чем
скорее вы обратитесь к логопеду, тем больше шансов на хороший результат.
Чтобы ребенок научился хорошо говорить нужен
стимул для разговора (это может быть ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать).
При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ. Можно предложить
ребенку поделиться впечатлениями от просмотра мультфильма, совместной прогулки,
посещения спектакля, музея, выставки. Чем разнообразнее жизнь ребенка, тем
больше поводов для совместных разговоров. Не торопитесь все объяснить. Дайте
ребенку возможность самому рассказать, не торопите его. Взрослый может
подсказать необходимое слово, поправить произношение, но нужно дать
выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая и не
отвлекаясь.
Рассматриваете ли вы картинку, слушаете
ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое,
образное выражение, - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно
использовать слова. Для развития речи можно использовать любую ситуацию:
поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить множество
игр на развитие словаря, разговорной речи: «Назови любимые игрушки», «Каких
животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие.
Прочитайте книгу, разберите новые слова,
встреченные в тексте, попросите малыша рассказать понравившийся эпизод,
рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них
изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы
такая работа была систематической. Речь не передается по наследству. Ребенок
перенимает опыт речевого общения от окружающих. Важно, чтобы взрослые создавали
эту речевую среду.
Одна из первостепенных задач в речевом
развитии старшего дошкольника - обучение рассказыванию. Можно использовать
разные виды занятий: рассказывание по картине; рассказывать можно об игрушках и
предметах; сочинить сказку о любимом литературном герое; рассказать по рисунку.
Старшие дошкольники пересказывают текст целиком, по частям, по ролям, участвуют
в его драматизации. Постепенно, учась строить связное
высказывание, ребенок овладевает синтаксическими формами: использует простые и
сложные предложения, учится согласовывать слова в предложении.
Важно воспитать внимание и интерес к звучащему слову. Необходимо
проводить упражнения и игры на подбор родственных слов, образование
сравнительной степени прилагательных (красивее, слаще, наряднее), на подбор
прилагательных к существительным, точно и образно характеризующих предмет, на
подбор глаголов и других частей речи.
Ведите словарную работу по активизации
синонимов и антонимов в речи детей. Младшим дошкольниками нужно, а старшим
необходимо самим говорить, рассказывать, объяснять. Стимулами могут стать
поездка за город, поход в музей, впечатления от посещения театра или новая
игра. Чем разнообразнее жизнь ребенка, тем больше поводов для разговора.
Старшего дошкольника надо активно
приобщать к событиям и явлениям социальной действительности. Познакомьте детей
с достопримечательностями родного города, посетите интересные места своего
района. Покажите детям памятники. Расскажите о них. Будет замечательно, если у
ребенка появится желание нарисовать (может быть, вместе с вами) запомнившиеся
места и рассказать о своих впечатлениях. Такие экскурсии будят интерес к
окружающему его миру, создают доверительные теплые отношения в семье, формируют
правильные навыки общения.
Расширяйте круг
знаний о мире
До того момента, как ребенок произнесет
четко свое первое слово, он накопит определенный запас знаний об окружающем
мире. Детям, которые видят и чувствуют больше, намного проще высказывать даже
свои чувства. Не держите ребенка дома, а старайтесь показывать ему, рассказывая
обо все, что видите. Водите его в магазин, на пляж, в лес, на центральный
проспект и выставку. Рассказывайте о том, что влажно, а что сухо, что будет,
если поставить воду в морозильник. Чем больше впечатлений и опыта, тем быстрее
и осознаннее заговорит малыш.
Болтаем без
умолку
Дети должны слышать разговор вокруг себя
постоянно. Говорите с малышом, объясняйте, спрашивайте, утверждайте. Ведите
такой диалог с самого его раннего возраста. Но иногда нужна и тишина.
Больше
читайте
Читайте ежедневно ребенку вслух. Не
страшно, если это будет одно и то же стихотворение или одна и та же сказка.
Слыша знакомые звуки и слова, ребенок охотнее их повторяет. Читайте с
выражением, попутно поясняя непонятное.
Пойте
Малышам больше нравятся простые мотивы.
Можете наигрывать им что-то на фортепиано, домбре или гитаре. Ребенку нравится
не просто ритм, а способ подачи информации. Он учится воспринимать видоизмененную
речь. Это развлекает его: так мы развиваем речь ребенка и его творческие
способности. Каждый, скорее всего, видел, с каким удовольствием дети подпевают
или приплясывают под мотив из рекламы или под напев мамы.
«Клеим
ярлыки»!
Можно начать четко маркировать предметы и
объекты при каждом удобном случае. Видите машину на улице, девушку с сумкой,
уточку в реке, - говорите об этом малышу, пусть даже придется повторять десятки
раз. Можно и нужно потом спрашивать, может ли он повторить название после
обозначения.
Говорите, как
с взрослым
Старайтесь говорить правильно, но
эмоционально и по-доброму, но никаких сюсюканий. Малыши прекрасно понимают, что
взрослые отличаются от детей и также и речью.
Слушайте ребенка!
Одним из важных правил для родителей,
который хотят знать, как научить его разговаривать, является умение слушать и
слышать речь своих детей. Когда ребенок пытается вступить в диалог, отмахнуться
нельзя. Ребенок очень чутко чувствует неуважение, когда вы игнорируете его,
отвечаете механически. Если же поговорить прямо сейчас не получается, громко,
четко и доброжелательно объясните это ребенку. Важен сам диалог.
Научите и ребенка
слушать!
Хотите знать, как развить речь ребенка в
отношении нюансов и интонаций языка? Тогда научите его и слушать тоже. Речь
идет не только о том, чтобы кроха слушал, когда говорите вы. Старайтесь вместе
прислушиваться к звукам природы, техники, речи другого человека. И обязательно
поясняйте, что же слышится.
Отвечайте!
Даже если не совсем понимаете, о чем идет
речь, старайтесь читать и невербальные знаки, которые подает малыш. Если
ребенок пытается что-то сказать, а сам трет глаза и зевает, спросите, а вдруг
он просит, чтобы уложили его спать. А дальше смотрите по его реакции, - дети
очень рано начинают понимать простую речь взрослых. Не говорите малышу
«отстань, я не понимаю!», «когда же ты уже заговоришь нормально!», это
расстроит ребенка. Однажды он просто потеряет желание вести с вами разговор.
Развитие
каждого ребенка идет своим чередом. Одни
начинают говорить уже чуть ли не в год, другие - молчат и после того, как им исполнилось три. Родители, привыкшие сравнивать своего
ребенка с другими детьми, начинают
переживать, что их малыш
показывает меньшие успехи в развитии речи.
Помните, у каждого свой путь.
Нина
БЕЛОВА,
воспитатель
д/с «Аққу» № 36,
г.
Кокшетау, Акмолинская область.