Логопед-дефектолог д/с «Аққу»
Наливкина Татьяна Юрьевна
Советы логопеда родителям.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые
недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Особое внимание необходимо уделять собственной речи, т. к. для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей — это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил: - нельзя «сюсюкать», т. е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка, -желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, плавной и эмоционально выразительной, - общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами, - следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом, - ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
- Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
- Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
- Чаще разговаривайте с ребенком, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.
- Говорите четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу.
- Незабывайте развивать и мелкую моторику — т. е. малыш должен как можно больше работать своими непослушными пальчиками. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи. Как бы не казалось, вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет все понятнее не только маме. Так же малышам очень полезно заниматься лепкой из пластилина и вырезыванием из бумаги. Взрослый должен находиться рядом и озвучивать весь процесс.
- Как можно раньше отучайте ребёнка от соски.
- Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими
детьми.